Откуда берётся припут
Раскроив колено "суперточным" способом и сделав его разбортовку строго по очерченной линии, Вы получите горку с седловидной линией hn как на рис. 1. Попробовав способ ещё "надёжней", Вы получите тоже самое "седло". Почему так происходит при теоретически точных способах раскроя для большинства жестянщиков остаётся тайной на всю жизнь.
[реклама вместо картинки]
Вглянув внимательно на треугольник tok (рис 2) , необходимо заметить, что tk его катет, а ot его гипотенуза, которая всегда больше катета. Поэтому желая сделать отбортовку плоской, без седла, приближаясь при разбортовке к точке o наверху, и к точке b внизу, размер разбортовки следует постепенно увеличивать, доводя его до размеров ot и ba (т.е. гипотенуз), которые, естественно, больше , чем очерченный нами размер, параллельный срезу. Опытные жестянщики так и поступают. Мы же одним размером разбортовывая колено, производим её разбортовку в действительности по кривой линии ui (рис. 3). И если очертить линию для разбортовки снаружи изделия и внимательно смотреть строго сбоку, то видно невооружённым глазом как концы "взмывают" вверх. И поэтому получаем седло. Для того чтобы получить плоский профиль разбортовки, т.е. избежать седла, проще раскроить колено так, чтобы перед очерчиванием для борта, иметь некоторую кривую линию xf верхнего среза колена (горки) рис. 4. Тогда очертив параллельную срезу прямую eg (рис. 5) получим после отбортовки желаемый плоский срез. Поэтому наивно проверять правильность раскроя, прислоняя заготовку к столу, проверяя величину "щели". Она должна быть по природе и со стороны затылка и со стороны шейки и правильная заготовка качается на срезе, как детская лошадка.
Проблемы, связанные с коварством припута проявляют себя везде, где есть косые отбортовки: в трайниках, в отводах, в базовых врезках. Чем круче косое соединение напр. в крестовинах, тем больше запутывает ситуацию припут, и часто это становится серъёзной головной болью для неопытных жестянщиков. Настоящий, точный раскрой таких изделий с учётом припута очень сложен. На практике всегда применяют т.н. плоскостной раскрой, т.е. без учёта на косые загибы. Во многих случаях плоскостного способа достаточно: напр. в некрутых коленах и в стандартных отводах, но некоторые поправки делать необходимо. Также плоскостной раскрой абсолютно подходит для прямых (безфальцевых) соединений напр.: при сварке, закатке, склейке, т.е. там, где не применяется отгиб.
Откуда берётся припут
Сообщений 1 страница 3 из 3
Поделиться12011-01-30 01:02:25
Поделиться22011-01-31 22:40:52
Посмотрите на картинку. По-моему, так понятнее.
Причина образования седла очевидна. Несовпадение направлений при параллельном переносе "истинной" линии (это происходит при откатке фальца) и при построении кривой, расположенной на определенном расстоянии от "истинной" линии.
В низшей и верхней точках направление нормалей совпадает. В 1/4 развертки направление отличается на 45 градусов.
На деталях с "крутыми" углами пристраивайте припуск на фальц штангенциркулем по нормалям (перпендикулярам) к кривой и не будет никаких проблем.
Господа! Заглядывайте в учебники начертательной и аналитической геометрии. И тогда не будет возникать подобных вопросов
Поделиться32011-02-28 00:14:46
Вот и для меня это было тайной .Пока не пришлось соединять водосточный жёлоб под углом 90гр. Сделал развёртку,очертил штангелем,развальцевал щели просто пипец. Ещё одну поточнее таже херня. Не буду описывать как до меня дошло, но счастлив я был как никогда applause.gif С тех пор не каких припутов,щелей,гемора с этим нет. Рецепт простой: Просто добавте на отбортовку сколько нужно 5 или 10 мм.,а не чертите по готовому шаблону (или заготовке вырезанной по нему) штангелем. Где-то Serjoza тоже говорил об этом this.gif
Отредактировано анд-рей (2011-02-28 00:15:11)